Более того, если уровень шума меньше 17 дб (ма-
лые обороты, меньше 900 об/мин), такой вентиля-
тор практически бесполезен. Другое дело, что из-
за
различных
неисправностей,
недостаточной
смазки или особенностей конструкции вентилято-
ры издают чрезмерный шум. Но это уже частные
моменты, с которыми можно и нужно разбираться.
Вообще, сам по себе компьютер - вещь абсолютно
бесшумная (хотя и горячая). А всё, что в нём шумит
- это исключительно вентиляторы.
Шум вентиляторов складывается из не-
скольких составляющих (в
разных источниках по-раз-
ному классифицируют со-
ставляющие шума, но суть
от этого не меняется).
Механический шум - шум
из-за дисбаланса, биений
крыльчатки, а также шум под-
шипников. Данная составляю-
щая шума непосредственно
зависит от качества производ-
ства (стоимости) вентилято-
ров. Ширпотреб (типа компью-
терных вентиляторов) - это не
космическая техника. Соответ-
ственно балансировка крыльчатки
точно не делается, и всё зависит только от точ-
ности литья при изготовлении.
Дисбаланс крыльчатки (низкочастотная вибра-
ция в десятки герц, зависит от оборотов) особен-
но хорошо слышно, если включить вентилятор на
столе; шум исчезает, если взять вентилятор в ру-
ки. Данная составляющая шума хорошо демпфи-
руется “мягким” подвесом на силиконовых втул-
ках или утяжелением внешнего корпуса вентиля-
тора (у качественных вентиляторов внешний кор-
пус бывает алюминиевым).
Шум подшипников - вторая неизбежная состав-
ляющая механического шума.
Виды подшипников
Ф
С
уществует несколько видов подшипников:
скольжения, качения, гидродинамический и
магнитный подвес.
П
одшипник
скольжения
(простая втулка из бе-
риллиевой бронзы) достаточно тихий (пока новый и
есть смазка), не долговечен (ресурс до 30000 часов).
П
одшипник
качения
- классический шарико-
вый или роликовый, естественно более шумный,
чем скольжения, однако ресурс его больше в не-
сколько раз; из-за сложности
изготовления дорогой.
Гидродинамический под-
шипник -
разновидность под-
шипника скольжения, на валу
вырезается крохотная спираль-
ная канавка, при вращении
крыльчатки получается некое
подобие винта Архимеда и
смазка подается под давлени-
ем. Заявленный ресурс гидро-
динамических подшипников на
уровне подшипников качения
(1 00 000 часов), хотя слабо ве-
рится, что канавка не забьется за 12
лет непрерывной работы, или не высохнет смазка.
Магнитный подшипник (подвес)
- относитель-
но новый вид подшипников с минимальным трени-
ем. Массовое производство стало возможно с по-
явлением сильных неодимовых магнитов. Принцип
работы - магнитная левитация (одноименные по-
люса магнитов отталкиваются).
Можно экспериментально определить,
какой
подшипник применяется в вентиляторе. Для этого
легонько потяните крыльчатку. Дешевые подшип-
ники скольжения допускают осевое перемещение
крыльчатки. Дорогие подшипники качения, обычно,
жестко фиксируют крыльчатку.
П О Д Ш И П Н И К И
О
т банальной втулки до
гидроподшипников.
Имеют привычку нагреваться
при работе от трения. Страдают
от ускоренного износа без смаз-
ки (гидроподшипники можно по
понятной причине исключить).
Втулка - самый простой и
самый дешевый вариант; шу-
мит, вибрирует, большое трение
оси, любит смазку.
Подшипник качения - уже
лучше, меньше шумит и вибри-
рует, любит смазку, при силь-
ном износе может стучать шара-
ми. Иногда бывают очень низко-
го качества, что может их сде-
лать хуже варианта со втулкой.
Игольчатый/Rifle
-
Разно-
видность подшипника качения.
Например, используется OCZ.
Особенности: хорошо держат
радиальные нагрузки.
Z-bearing/Z-axis - создавал-
ся как тихоходник почти без виб-
раций, с несколько продленной
жизнью в горизонтальном поло-
жении (разместить в БП, напри-
мер). Z-axis используется в про-
дукции фирмы Titan. У большин-
ства таких вентиляторов в на-
звании есть литера Z.
Гидроподшипник. Вне кон-
куренции, как и керамический.
Встречаются в продукции Gla-
cialTech (некоторые SilentBlade),
DeepCool, Scythe (S-FLEX), Si-
lenX (IXP), Xigmatek (HDT-S***),
Alpenfoehn, Zalman (Superflo)
S-FDB/S-FLEX (Fluid Dynamic
Bearing by SONY Corporation)
Технология гидроподшипников
SONY. (В компании Scythe вен-
тиляторы имеют индекс SFF***)
SSO bearing - технология са-
мостабилизации оси ротора. Ис-
пользуется компанией Noctua.
Комбинация магнитной стабили-
зации с гидроподшипником.
предыдущая страница 54 Компьютер 2014 02 читать онлайн следующая страница 56 Компьютер 2014 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст