©
Понятно,
что схема
мгновенно
стала
ши-
роко известна, и практи-
чески
каждый
пользова-
тель
IBM
PC,
умевший
пользоваться
паяльни-
ком, самостоятельно ос-
настил
свой
компьютер
копеечным самодельным
Covox.
В нашей же стра-
не “ковоксы” были в ходу
вплоть до середины 90-х
годов.
Лично
я
свой
со-
брал в 1998-м.
Широкое
распростра-
нение
самоделок
приве-
ло
к
тому,
что
производить
сами
Covox
Speech
Thing стало нерентабельно. Тем не менее идея ком-
мерческого
использования
простейшего
ЦАП
не
умерла и в начале 90-х го-
дов
возродилась
в
виде
Disney Sound Source.
Устройство, распростра-
няемое
компанией
Disney
S oftw are,
представляло
собой все тот же ЦАП для
порта
LPT,
и
усилитель
с
динамиком
в
отдельном
корпусе
с
внешним
пита-
нием
( р и с .
3 ) .
Качество
звучания
было
чуть
улуч-
шено благодаря
примене-
нию
частотных
фильтров.
Disney
Sound
Source
был
почти
полностью
совмес-
тим с оригинальным Covox
и стоил всего-навсего $14.
Благодаря
этому
он
полу-
чил свою долю популярности. Многие игры тех лет
поддерживали Disney Sound Source (например, иг-
ра Wolfenstein 3D Spear of destiny), большинство же
других работали с ним как с Covox.
Цифровая музыка
М
артин Превел - канадский профессор Уни-
верситета
Лаваля,
будучи
заместителем
декана
музыкального
факультета,
в
электронике
был не силен, но по роду занятий он много общал-
ся с молодежью, увлекавшейся как музыкой, так и
компьютерами. Он уловил, что нужно пользовате-
лю. Он создал амбициозную компанию под назва-
нием AdLib (от лат. AdLibitum - импровизация).
Превел
пошел кротчайшим путем - он
просто
заказал разработку музыкального адаптера элек-
тронной компании Lyrtech. Необходимые компо-
ненты имелись у Yamaha, которая давно освоила
выпуск музыкальных синтезаторов, но на РС-ры-
нок соваться не рисковала.
В 1987 году была выпущена AdLib Music Synthesi-
zer Card (ALMSC,
р и с . 4 ),
с которой IBM PC зазвуча-
ла по-настоящему. Конструкция была проста и со-
стояла из чипа FM-синтеза Yamaha YM3812 и не-
скольких микросхем обвязки,
необходимых для
работы с шиной ISA. Та же Lyrtech разработала
демонстрационное
ПО
и
библиотеку
процедур
для программирования музыки.
Сначала
разработчики
игр
не обратили
вни-
мания
на
новинку.
Они
не хотел тратиться
на
программирование
музыки
для
устройства,
перспективы
продаж
которого
были
туманны.
Превел нашел выход, обратившись к компании
Top Star Computer Service, которая как раз и за-
нималась
аудитом
и
аналитикой
для
игровых
компаний.
Президент Top Star был очень впе-
чатлен качеством звучания платы AdLib и реко-
мендовал ее своим клиентам.
В
итоге
появилась
поддержка
музыкальной
платы в новых играх, первой из которых стала King’s
Quest IV. Издатель игры, Sierra OnLine, нанял профес-
сионального композитора,
который сумел реализо-
вать потенциал ALMSC.
Сбыт
King’s
Quest
IV
дал
старт
продажам
ALMSC,
и,
наоборот,
все обладатели ALMSC
покупали
King’s
Quest
IV,
чтобы
насладиться
электронной
музыкой.
С тех пор композиторы
прочно
прописались
в
индустрии
компьютер-
ных игр, а программная
библиотека AdLib на ка-
кое-то время стала от-
раслевым стандартом.
По сегодняшним мер-
кам плата AdLib не уме-
ла почти ничего, только генерировать ос-
новной тон
и
обертоны
в
одиннадцать голосов,
не
слишком убедительно имитируя звучание музыкаль-
ных инструментов. Играть оцифрованный звук она не
могла, синтез речи и сложных звуковых эффектов то-
же лежал за пределами ее возможностей.
Рис.
4 . AdLib M usic Synthesizer
C ard - первый
звуно
ещ е
не музыкальный адаптер!
Рис. 2 . Электрическая
принципиальная схем а
Covox
-
ничего лиш него
Рис. 3 . D isney Sound Source
предыдущая страница 23 Компьютер 2012 08 читать онлайн следующая страница 25 Компьютер 2012 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст