Рис. 5.
Creative Sound Blaster 1.0
Тем не менее звучала она гораздо лучше примитив-
ного генератора PCjr и аналогичных ПК. К концу 1990
года более половины выпущенных игр имели встро-
енную (без каких-либо драйверов) поддержку ALMSC.
Приходит дракон
Е
диновременно с AdLib на рынок ворвался са-
мый
известный
игрок из
мира аудиоадапте-
ров - американская компания Creative Labs, осно-
ванная выходцем из Сингапура Сим Вонг Ху. Плата
Creative Music Systems (CMS),
еще
известная
как
Game
Blaster,
была
собрана
на
базе
двух
чипов
Philips
SAA1099
по
шесть
генераторов
тона
каж-
дый, обеспечивая стереозвучание с шестью голо-
сами
на
канал.
Несмотря
на
высокую
(около
$300)
цену
CMS
звучал
гораздо
хуже
ALMSC,
так
как
не
умел
вы-
полнять FM-синтез, из-за че-
го и был отвергнут рынком.
Но Сим Вонг Ху было не так-
то прост. Проиграв AdLib пер-
вую битву, к 1989 году Creati-
ve
Labs
подготовила
карту
с
тем же чипом Yamaha YM3812,
что
и
обеспечило
совмести-
мость
с
конкурентом.
Полу-
чился
адаптер
Sound
Blaster
1.0 (СТ1320А, рис. 5), который заложил основу ус-
пеха Creative и стал основателем славной династии
Sound Blaster, до сих пор продолжающей радовать
поклонников качественного звука.
В чем отличие от ALMSC? Creative наделила свое
детище невиданными дотоле возможностями. По-
мимо YM3812, Sound Blaster был оснащен еще од-
ним чипом, DSP (Digital Sound Processor). Он обес-
печивал
воспроизведение
монофонических циф-
ровых записей (сэмплов) с частотой дискретиза-
ции до 22 кГц и запись с частотой 12 кГц, при этом
поддерживая
ADPCM-сжатие
звука.
Еще
ощути-
мым
преимуществом
было
наличие
порта
для
джойстика, а у ALMSC такого не было.
С этого момента игры, помимо ненатурально зву-
чащей
AdLib-музыки,
получили
возможность
вос-
произведения
реального,
предварительно
запи-
санного звука. Конечно, это было накладно по дис-
ковому пространству и требовало серьезных про-
цессорных
ресурсов,
Н О
все
же
стало (ф|
возможно!
Началась эра цифровой
ком-
пьютерной
музыки.
Менее
чем
за
год
Creative Labs вышла на первое место по про-
дажам
звуковых
карт
и
отныне
и
навсегда
стала законодателем мод в отрасли.
Музыкальные профи
Р
еагируя
на
появление
рынка
звуковых
карт, компания Roland, известная своей
техникой для профессиональных музыкантов,
разработала собственный
адаптер.
По сути,
классический
роландовский
внешний
MIDI-
процессор
получил
компактный
вариант для
шины ISA, названный Roland SCC-1 (рис. 6).
Для 1991 года цена адаптера ($400), разумеется,
кусалась, но плата была ориентирована не на гей-
меров, а на музыкантов. Работала она не с просты-
ми тонами FM-модуляции, а полноценными патча-
ми (наборами параметров звучания), хранящими-
ся в ее памяти, а также умела накладывать эффек-
ты реверберации и хоруса. SCC-1 не изменила ры-
нок звуковых карт начала 90-х, но повлияла на бу-
дущие продукты той же Creative.
М астер «Бластер»»
В
1991 году вышел Sound Blaster Pro (СТ1600),
дав начало второму поколению плат семейст-
ва Sound Blaster. Схе-
ма подверглась сущес-
твенной модернизации
по сравнению с преды-
дущей моделью. SB
Pro получил возмож-
ность воспроизводить
звуковые записи с час-
тотой 22 кГц в стерео
или 44,1 кГц в моно.
Появился
примитив-
ный
микшер,
благода-
ря которому можно бы-
ло регулировать гром-
кость источников.
Фильтры
высоких и
низких час-
тот.
Помимо
DSP,
на
карте
размещалось
два
YM3812,
обеспечивавших
двухканальное
18-голо-
сое звучание.
Наконец,
появился контроллер при-
вода CD-ROM,
позволявший устанавливать в ком-
пьютер
CDD
Panasonic
(Matsushita)
без
дополни-
тельной платы расширения.
Вскоре
его
сменил
более
продвинутый
SB
Pro
2
(рис. 7), также оснащенным контроллером привода
CD-ROM. В отсутствие стандартного интерфейса для
этих устройств
Creative
Labs
пришлось
поставлять
сразу несколько вариантов платы - с интерфейсами
SCSI, LMSI, Sony и Mitsumi. Более того, хорошую при-
быль приносили мультимедиа-наборы, продаваемые
Creative: SB Pro 2, привод CD-ROM Matsushita (одно-
или
двух-скоростной)
и
CD
с
разнообразным
про-
граммным обеспечением для работы с CDD.
В этот момент очередная канадская
маленькая
компания
Advanced
Gravis Computer
Technology
предыдущая страница 24 Компьютер 2012 08 читать онлайн следующая страница 26 Компьютер 2012 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст