Наиболее известным стал 65-нм многопото-
ковый и многоядерный микропроцессор
UltraSPARC Т2 (Niagara 2). Процессор
содержал в себе 8 ядер, каждое из
которых могло одновремен-
но обрабатывать 8 потоков.
^
V
В итоге процессор Ultra-
SPARC Т2 способен был об
рабатывать 64 конкурирующих
потока. Сами потоки можно разде-
лять по типам данных, что тоже повыша
ло быстродействие системы.
Причем, каждый обрабатываемый поток мог
представлять собой изолированный домен. И в
каждом дом ене могла быть запущена отдельная
ОС. Представьте себе: не мешая друг другу, 64
“операционки” спокойно работают на вашем ПК!
В 2011 году на свет появился восьмиядерный про-
цессор SPARC Т4 (рис. 3) с рабочей частотой 2,5 ГГц,
выполненный по 40-нм технологии. Но, увы, техно
логия многопоточных вычислений до
сих пор остается привилегией сер -
верных систем.
Проблема №2
И
так, вернемся к “бытовым” ПК с
многоядерными процессорами на
архитектуре х86. Как известно, в них есть не-
кое подобие многопоточности: конвейеры дан
ных (впервые появились в Pentium) и распаралле-
ливание процессов. Часть этих функций берет на
себя и операционная система. По утверждению Mi-
crosoft в Windows 7 реализована поддержка много-
ядерных процессоров с количеством ядер до 256.
Но тогда почему до сих пор тормозят новые про-
граммы? Успевают (и хотят ли) программисты пи-
сать приложения, грамотно использующие ресурсы
ПК? В частности, возможности многоядерных про-
цессоров. Насколько современный программный
инструментарий отвечает ежеквартальным обнов-
лениям процессорных линеек?
Судя по всему, ответ отрицательный. Зачас-
тую, программы создаются без оптимизации ко-
да, с помощью набора готовых модулей и стан-
дартных библиотек. Без учета вычислительных
возможностей и передовых технологий, за-
ложенных в том или ином процессоре.
О собенно этим
“болею т” игровые
приложения. Разработчики давно мах-
нули рукой на пользователей. “Мощ-
ности железа растут с каждым днем.
Так что никакой “шлифовки” и “подгон-
ки” кода от нас не ожидайте. Хотите иг-
рать - покупайте новый компьютер” - в
открытую заявляют создатели игр.
Иной подход
М
этью Диллон, автор операци-
онной системы DragonFly BSD
(ри с. 4), убеж ден, что многоядерные
системы требуют коренных изм ене-
ний в ядре для того, чтобы ОС МОГ-
ла эффективно использовать все
ресурсы компьютера.
DragonFly (“стрекоза”, анг.) -
это заново переписанная “опе-
рационка”
BSD.
В
“Стрекозе”
полно новых идей и разработок.
Ключевое решение - переписанное
ядро с учетом того, что процессы, ра-
ботающие на одном процессоре, не тре-
буют каких-либо взаимных блокировок.
Для этой цели была реализована идея
легковесных нитей ядра (LWKT), по одной на
^
каждый процесс в системе, и отдельный пла-
нировщик на каждый процессор. Для доступа к дан-
ным друг друга нити используют механизм сообщ е-
ний,
который позволяет избежать блокировок,
обеспечивает правильную последовательность вы-
полнения операций доступа. Такое разделе-
ние не вызывает коллизий при обм ене
данными между нитями, работающи-
ми на одном процессоре.
Второй идеей, реализо-
ванной Мэтью Диллоном,
стала кластерная файло-
вая система HAMMER и ее
более продвинутая модифи-
кация HAMMER2, запланиро-
ванная на 2013 год.
И нтересно,
что
в
результате
разделения ядра на отдельные
потоки, доступ к которым осущ ес-
твляется с помощью сообщ ений,
DragonFly приобрела некоторые черты микроядер-
ных ОС. Не напоминает ли вам этот вариант техно-
логии многопоточных вычислений?
На сообщ ениях, легковесных нитях ядра и клас-
терной файловой систем е нововведения и о с о -
бенности DragonFly не заканчиваются. З д есь есть
множество других весьма любопытных и полезных
идей, о которых разработчики других систем
даж е не задумываются.
Н аиболее интересные из них - это
виртуальное ядро, сп особн ое р або-
тать как пользовательский процесс,
драйвер для вынесения м ета-
данных файловой системы на
другой
накопитель
sw ap-
cach e и механизм заморозки
п р оц ессов,
позволяющ ий
сохранить текущ ее состоя-
ние приложения в файл.
Может быть такие ОС, как
DragonFly, решат проблемы
нашего компьютера? В итоге,
мы не будем сидеть у экрана
монитора в томительном ожи-
дании загрузки операционной
системы. Либо перестанем
наблюдать за слайд-шоу в но-
вой игрушке.
..
=
$ьу =
DragonïFlyBSD
предыдущая страница 56 Компьютер 2013 02 читать онлайн следующая страница 58 Компьютер 2013 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст